Обложка книги
Название Как стать ребенку другом, оставаясь его родителем
Автор Марина Cолотова
Темы Воспитание детей
Обьем 288 стр.
Оценка 8 из 10
Купить Ссылка

Для кого?

Для родителей и тех, кто готовится ими стать.

Кратко о книге.

Решили вместе с женой купить эту книгу после того как она повстречала на семинаре автора. Марина произвела крайне положительное впечатление и была самым запоминающимся событием с семинара.

В конце каждой, кажется каждой, главы есть задания для обдумывания или выполнения. Круто, практика всегда полезна для закрепления знаний.

В каждой главе есть истории из практики автора и мысли детей которые она записывала.

Затрагиваются темы дружбы с ребенком, границ, травли в интернете, современных опасностей, разумной доминации, наказания и последствий. Приводятся типовые косяки воспитания.

Зачем вам нужен ребенок?

Этот вопрос в самом начале книги. Зачем вы рожали ребенка, какой был мотив?

Мы с женой ходили на курсы подготовки к партнерским родам. Там звучал примерно такой же вопрос. Но как часто у людей желающих завести ребенка возникает такой вопрос, ответ на который не так очевиден.

Может для себя? Тогда вы уже знаете какой должен быть ребенок. Умный, смелый, любить хоккей и рисование. Кажется, разговор уже не про личность, а про вещь. Ребенок ничего не должен родителям, совсем. Может быть благодарен за поддержку и помощь. Заставить насильно быть благодарным невозможно, сделать должником можно. Но как вы сами относитесь к тому, кто навязал вам долг о котором вы не просили или пусть даже и просили? В общем для себя это про владение вещью, банкира и коллектора.

Есть только одна причина без негативной окраски. «Для того чтобы подарить миру новую жизнь».

Помню мой ответ на курсах был примерно такой. Хочу, чтобы на свете был человек которого любят безусловно, просто за то, что он есть. Хочу, чтобы малыш был счастлив. Хочу стать лучше для своего ребенка. (эгоистичненький пункт)

Мы с детьми из разных миров

Воспитывать детей как воспитывали нас – главное заблуждение современных родителей. Мир изменился. Наши дети живут в куда более агрессивном мире чем росли мы. Каждый кричит и поучает. Имеется в виду именно российская действительность. Могу сказать, что субъективно за 20 лет уровень общей агрессивности просто взлетел и думаю именно это и видит автор.

Современные травли через соцсети это нагрузка на психику 24 часа в сутки. Поток информации многократно выше чем у детей 20 лет назад. Всевозможные информационные раздражители преследуют ребенка даже в постели.

В общем влияние мира сильно изменилось на психику детей. Не стало хуже, стало иначе. Часть проблем снята, но появились совершенно новые.

Мои мысли на тему развития коммуникации.

Мессенджеры и социальные сети провоцируют общаться короткими сообщениями. Передается по большей части оперативная информация.

Можно завести ребенку блог и помочь его развивать. Длинные посты помогают создавать более сложные мысленные конструкции, яснее выражать мысли.

Современные дети владеют огромным объёмом информации и очень мало знают.

Мысли на счет этого утверждения

Это частая когнитивная ошибка современности. Зачем что-то знать если я наберу это в поиске и узнаю за секунду. Не рассматривая маловероятные примеры экстренных ситуаций есть куда более веские основания запоминать информацию.

Мозг способен создавать мысленные конструкции только исходя из того, что он знает. Важны фактические знания. Даже самые легкодоступные факты и информация, если они не в памяти, для мозга не существуют.

Отношения с ребенком

Есть 2 ключевых момента:

Родителей с правильным подходом в книге называют плюс-доминанта. Это значит примерно следующее:

Счастливые дети бывают только у счастливых родителей

Вот так, жертвовать всем ради ребенка это значит вредить ребенку. Ребенку нужен здоровый, счастливый, уверенный в себе взрослый. На такого взрослого можно положиться. Нужно иметь свои увлечения, свое время. Нужно уметь восполнять свои силы, свой ресурс.

Основной пожиратель ресурса – перфекционизм. Он вызывает тревожность которая передается детям. Он мешает жить. Оставлять ребенка с бабушкой это нормально. Не слушать советы от всех, кого попало нормально. Ребенок болеет и это нормально. Ребенок упал и это нормально. Дать ребенку изваляться в грязи нормально. Лечь спать с грязной посудой нормально. Характеристика выполнения для большинства повседневных хлопот должна быть хорошо, а не идеально.

Набор основных правил для плюс-доминанты

  1. Постоянно демонстрировать спокойную уверенность в том, что у нас все хорошо. А если что-то не хорошо, то скоро наладится, потому что мы сильные и сможем решить все проблемы.
  2. Детей бить нельзя
  3. Кричать на детей нельзя

Категории правил

Секрет выполнения правил:

Конфликты

Шаг к примирению первым делает тот, кто старше и мудрее, то есть взрослый.

Ряд важных правил:

Детские слезы

Ребенок должен плакать не в одиночку под одеялом, а под нашим крылом.

Причины почему дети плачут и реакции на них:

Наказания и последствия

«Наказание – это следствие преступления. Преступление – это когда человек знает, что поступает плохо, и делает то, что делать нельзя, задевая интересы другого человека.»

Ребенок случайно разбил телефон. Он уже страдает от наступивших последствий, у него теперь нет телефона. Наказывать его нельзя! Говорим что мы можем позволить новый телефон только через N месяцев, пока пользуйся для звонков резервным простым телефоном.

За что наказывать нельзя:

Наказания крайне редкая мера для детей. Но если пришлось, вот правила наказаний:

Зоны ответственности

Формула обучения любому новому навыку – ВМЕСТО- ВМЕСТЕ- САМ

Убираем игрушки за ребенком, когда способен убираем вместе и когда он готов убирает сам.

Проявляет интерес к тому что делаем – делаем вместе. Например, моем посуду. Потом моет сам, даже если потом нам придётся ее перемывать. Вообще дети проявляют интерес ко всем действиям и обучить на начальном этапе чему угодно не проблема.

Обязательно нужно учить ребенка управлять собственным временем, тайм менеджмент. Вместе строим планы на день, смотрим куда тратится время и как процесс оптимизировать.

Полезно оптимизировать среду делая ее удобной для жизни. С вечера вешать на видное место форму, поводок для собаки.

** Нельзя возлагать на ребенка ответственность к которой он не готов **

Купили животное – ответственен за кормление, потом добавим прогулки. Ветеринар и так далее на родителях. Школьник в младших классах собирается в школу, но ответственность на родителях. Если малыш это делает медленно – разбудить чуть раньше, с вечера подготовить большую часть.

Хотите воспитать у ребенка ответственность? Создавайте положительный образ взрослой жизни Это не сложно, обязанность дает и право.

Нужно показать что чем больше обязанностей тем больше и прав.

Еще нужно объяснять истинный смысл действий:

И последнее. Нужно дать понять, что действия которые должны быть сделаны сделаются пусть и не ребенком. НО. Посуда должна быть чистой, но я ее мыть не успеваю. Придётся нанять соседку пенсионера. Ей нужно будет платить деньги и придётся отказаться от части развлечений и сладкого. Нужно дать ощущение выгоды от выполнения обязанностей.

Зачем детям родители?

Глобально задача одна – подготовить ребенка ко взрослой жизни.

Основные моменты на которые стоит обратить внимание:

Интернет и гаджеты

Научить ребенка пользоваться интернетом. Объяснить в чем особенность такого общения. Что можно публиковать о себе а что не стоит, какие могут быть плохие последствия.

Когда ребенок попросит вместе зарегистрировать его в социальной сети. В начале ограничить круг кого он может добавлять в друзья, сказать что первое время мы будет вести страницу вместе. То же правило ВМЕСТО-ВМЕСТЕ-САМ. Не зарегистрируете вместе, он сразу перейдет на этап САМ.

В этом разделе приводится очень поучительная история про педофила, который стал лучшим другом для мальчика и о котором родители узнали совершенно случайно.

Содержание: